Ансамбль Чор-Бакир (15 в.)

Чор Бакир (XVI в. - XX в,), популярен среди местных жителей. Там захоронен ходжа Абу Бакр Саъада. В свое время правнук суфия взялся за благоустройство мазара. Важным элементом в ансамбль входит зелень деревьев и газонов. Сделал разбивку на «чор бог» - что означало «четыре сада», и от мазара была высажена зеленая аллея до самого города - Хиабан. Застройка продолжалась долгое время и постепенно вдоль традиционного коридора стали возникать фамильные склепы. Здесь имеется весь комплекс - ханака. мечеть, медресе. Масштабную значимость сооружений подчеркивает минарет, возведенный в XX в.

и имитирующий в миниатюре минарет Калян. 

Чор-Бакр — некрополь, находящийся в селении Сумитан в пригороде Бухары в Узбекистане. Селение Сумитан находится в Бухарской области Узбекистана в пяти километрах к западу от Бухары по прямой или в восьми километрах по дороге. Раньше селение было прибежищем дервишского ордена ходжагонов, служившего опорой ханской власти. В некрополе Чор-Бакр находятся захоронения шейхов из рода Джуйбарских сейидов. Сам некрополь представляет собой довольно большой архитектурный комплекс, занесённый в каталог ЮНЕСКО. Название некрополя «Чор-Бакр» означает «Четыре брата», но за рубежом некрополь больше известен под названием «Город мёртвых».

История
Возведение некрополя началось ещё во времена Саманидов, когда Джуйбарские сейиды уже занимали в Бухаре важные государственные должности. Наиболее древняя часть некрополя представляет собой захоронение Абу-Бакра Саъда. Абу Бакр Саъад считается «потомком пророка» и предком главы Джуйбарских шейхов, то есть основателем всей династии Джуйбарских сейидов. Основные здания были построены в эпоху узбекской династии шейбанидов в XVI веке.

Описание и состояние объекта
Некрополь Чор-Бакр является своеобразным «городом мёртвых» — в нём есть улицы, дворики, ворота, но вместо домов везде фамильные дахмы и надгробия. В центре некрополя находятся три основных здания — мечеть, ханака и медресе. Передние фасады у мечети и ханаки сделаны в виде порталов с аркообразными сводами, боковые же фасады выполнены в виде лоджий, расположенных в два яруса.