Гостиницы Ташкента

Мавзолей Ак-Сарай

Мавзолей Ак-Сарай (XV в). Отсутствие исторических данных делает постройку несколько загадочной. Предполагают, что мавзолей мог служить фамильной усыпальницей для потомков Тимуридов по мужской линии. Она была воздвигнута в 70-х гг. XV в., когда погребения заполнили Гур-Эмир и прилежащие к нему помещения. Внешне Ак-Сарай кажется непривлекательным - лишен декора, купол остался недостроенным. Чувствуется какая-то незавершенность.
Однако с точки зрения архитектурного строительства он является уникальным - здесь использовались новые технические конструкции и приемы.

Внутреннее убранство не соответствует внешнему виду-стены, паруса и купол покрывает орнаментальная живопись, исполненная в технике “кундаль” с обильным применением золота. Рельефность, золото, обширная гамма цветовой тональности в окраске пышных растительных узоров напоминают богатые ковровые ткани.
История. Какие-либо исторические сведения о точной дате строительства мавзолея Аксарай и его предназначении отсутствуют. Выдающийся советский археолог и историк-востоковед М. Е. Массон предполагал, что строительство мавзолея было обусловлено убийством правителя Мавераннахра Абд ал Латифа, который по известным обстоятельствам не мог быть похоронен в мавзолее Гур-Эмир. В то же время архитектурные особенности мавзолея и его внутреннее убранство сближают Аксарай с мавзолеем Ишратхона, что позволяет отнести его к 70-м годам XV века. Предполагают, что мавзолей мог служить фамильной усыпальницей для потомков мужского пола семьи султана Абу-Саида. К XX веку памятник дошёл в сильно разрушенном состоянии. В 1924—1925 годах были проведены работы по консервации строения, что спасло мавзолей от окончательного разрушения. До начала XXI века он пребывал в руинах. В 2007 году мавзолей Аксарай был отреставрирован на частные деньги и в настоящее время открыт для туристов. Архитектура Мавзолей Аксарай представляет собой однокупольное прямоугольное в плане здание, которое включает крестовидный главный зал и три помещения входной группы. Главный зал перекрыт куполом на высоком цилиндрическом барабане, который основан на пересекающихся арках и щитовидных парусах. Узкий, устроенный в виде лестницы дромос ведёт в облицованный мрамором восьмиугольный склеп с не идентифицированными захоронениями. Какой-либо наружный декор у здания отсутствует, что резко контрастирует с его богатым внутренним убранством. В интерьере в основании стен панель с кашинной мозаикой. Стены, паруса и купол покрыты орнаментальной росписью, выполненной в технике кундаль, с обильным использованием позолоты.