Assign modules on offcanvas module position to make them visible in the sidebar.

Гостиницы Ташкента

Города

«В настоящее время взоры всей Европы снова обращены на Среднюю Азию и сосредоточены на Ферганской области. Не успел затихнуть наделавший шума в свое время Памирский вопрос, как снова Фергана взволновала всю Европу небывалым еще в крае событием-объявлением «газавата» (священной войны) туземным населением Туркестанского края.

Как признано правительством, неожиданное нападение туземцев на лагерь двух рот 20-го туркестанского линейно-кадрового батальона в Андижане вызвано религиозным фанатизмом. По сообщению временно-исправляющего должность туркестанского генерал-губернатора, ген.-лейт. Королькова, нападение произошло при следующих обстоятельствах:


18-го мая, перед самым рассветом, со стороны селения Дон-Кишлака, прилегающего садами к правому флангу лагеря, шайка туземцев, более тысячи человек, подкралась в полной тишине к лагерю, — спереди конные, сзади пешие, — сразу окружила крайний барак, занятый тремя взводами 4-й роты, и бросилась в проходы, затем начала бить и резать солдат при тихих возгласах, «ур»; дневальный и дежурный по роте были убиты в числе первых; дежурный по двум ротам, раненый в голову и плечо, бросился к 5-й роте, к ней же пробивались успевшие схватить ружья, отбиваясь штыками и прикладами, люди 4-й роты. Нижние чины 6-й роты были разбужены дежурным и фельдфебелем; часть их штыками начала отбивать туземцев, а другая получила караульные патроны, которых имелся один ящик. Спавший в ближайшем бараке подпоручик Нарселадзе, по раздаче патронов, открыв огонь, бросился на мятежников в штыки. Туземцы отбивались шашками, кинжалами, батиками, кольями и серпами и начали, отстреливаясь, отступать — тогда были убиты мулла, читавший Коран, и бывшие вблизи него 10 человек со значками, остальные убитые и раненые увозились быстро отступавшими мятежниками. Нарселадзе выстрелом из револьвера сбил с лошади, а солдат прикончил штыком человека с зеленым знаменем. От начала нападения до бегства прошло не более четверти часа. В лагере находилось сто шестьдесят три нижних чина. В виду панического страха русского населения города, жены и дети на следующую ночь были собраны в крепость, где находился весь гарнизон и куда были перенесены деньги из почтовой конторы и казначейства. С прибытием рот из Оша и Маргелана и с приездом военного губернатора генерала Повало-Швейковского, жизнь города пошла спокойнее. Рота, прибывшая из Маргелана, отбыла обратно на следующий день.
В погоню за бежавшей партией был послан поручик Агабеков, захвативший предводителя шайки, туземца, жителя Маргеланского уезда, Ишана-Могомета-Али-Халифа. Затем, 23-го мая, вечером, одним из волостных старшин был пойман видный сотрудник Ишана-Субтанкул.
Согласно дальнейшим донесениям туркестанского начальства от 23-го и 25-го мая, в Андижане найден документ в коране убитого муллы, читавшего Коран во время нападения на лагерь. Документ представляет собою воззвание о священной войне и имеет печати двенадцати жителей разных уездов области. Кроме Ишана, арестован его помощник с 38 бунтовщиками; поимки продолжаются; уезд, по-видимому, спокоен; меры предосторожности приняты. В Куве офицером, охраняющим путь, арестованы семь подозрительных человек и удостоверено, что ныне скрытно возвращаются в кишлаки некоторые жители, бывшие в последние дни в отсутствии. В Андижане имеется задержанных 91 человек, подозрительных и участников шайки. К 25-му мая в Оше было арестовано всего сто шесть человек, из них двое подписавшихся под воззванием священной войны; в городе и уездах спокойно.
Генерал-лейтенант Корольков посетил в Андижане лазарет, крепость и лагерь, где из осмотра и опросов убедился, что нижние чипы 4-й и 5-й рот 20-го линейно-кадрового батальона, выдержавшие и отразившие нападение, а также их начальники действовали молодцами и поддержали славу туркестанских войск. Несмотря на тяжелые раны, преимущественно головные, пострадавшие имели бодрый вид. В крепости генерал-лейтенант Корольков посетил Ишана, предводителя шайки. Это человек лет 45, родился в кишлаке-Таджик, Минтюбинской волости; он имеет четырех жен, столько же детей; неграмотен; на опросе при задержании заявил, что после завоевания края русскими в народе началась сильная порча нравов, отступления от требований шариата, ослабление семейных основ. Русская власть хотя и обращалась с народом мягко, но запрещала паломничество, лишила вакуфных доходов и не заботилась о поддержании нравственности и семейных начал. Год назад он будто бы описал это печальное положение турецкому султану, прося совета и указания, и, по его словам, в нынешнем году получил ответ халифа, в котором последний назначил его своим помощником и советовал влиять на народ, чтоб исполнялись требования шариата, причем прислал в подарок старый халат. По поводу нападения 18-го мая он объяснил, что действовал под влиянием душевного расстройства, но теперь понимает, что бессмысленно подниматься против Великого Белого Царя. 

В настоящее время в Андижане кроме временно-исправляющего должность туркестанского генерал-губернатора, генерал-лейтенанта Королькова, находятся также командированные по Высочайшему повелению лица, в том числе генерал-майор Чайковский для исправления должности ферганского губернатора, и генерал-майор Ионов, для командования всеми войсками, назначенными для поимки шайки Ишана и водворения порядка. По Высочайшему повелению, ферганский военный губернатор, допустивший среди глубокого мира образование шайки и нападение на русские войска, устранен от должности.

По последним сведениям порядок нигде нарушаем больше не был. Ташкентские почетные туземцы, с разрешения губернатора, выразили верноподданнические чувства, негодование по поводу злодейского нападения в Андижане и просили дозволить им собрать между собою сумму для семейств убитых нижних чинов.

Прискорбное событие это на далекой окраине России почти совпало с другим в высшей степени радостным — с открытием самарканд-андижанской железной дороги, соединившей Андижан с Ташкентом и имеющей огромное значение для развития Туркестанского края вообще и Ферганской области в частности. Оба эти события вызвали во всей России интерес к Ферганской области, о которой, к сожалению, было до сих пор очень мало известно. Место действия шайки Ишана-уезды Ошский и Наманганский, раньше неизвестные даже в учебниках географии, после переписи оказались равными уездам средней полосы Европейской России. Во всей же Ферганской области, по данным последней переписи, оказалось до двух миллионов населения. 

Наряду с двумя другими областями Туркестанского края, как-то: Сыр-Дарьинской и Самаркандской, Ферганская заслуживает особенного внимания, как по своему политическому положению у подножия Памиров, так и по богатству обрабатывающей промышленности и непочатых несметных минеральных сокровищ, находящихся в ее горных системах. Ферганская область образовалась в 1876 г. при покорении Коканского ханства и состоит из пяти уездов, как-то: — Маргеланского (во главе с областным городом Маргеланом), Коканского, Наманганского, Андижанского и Ошского. Расположена Ферганская область между 38 и 42° северной широты и 39 1/2 и 44 1/2 восточной долготы и граничит на северо-западе и севере с Сыр-Дарьинскою областью, на северо-востоке с Семиреченскою областью; на востоке с китайскими владениями (Кашгаром) и на юге с Памирскими ханствами: Ваханом, Шугнаном и Рошаном, и наконец, на западе с Самаркандской областью и прилегающими к ней бекствами Бухары, Каратегином и Дарвазом. Площадь территории области, включая и Памиры, занимает 130,000 квадр. Верст. В климатическом, почвенном и других отношениях Ферганская область делится на три пояса: верхний, средний и нижний. Первый составляют горные системы Тянь-Шаня, окружающие Ферганскую область кольцом, размыкающимся только на западе у г. Ходжента. Горы эти, достигающие до 23,000 футов над уровнем моря, покрыты вечным снегом, малопроходимы и почти не исследованы. Средний пояс — представляет собою нагорная площадь Памира, а также скаты, ущелья гор и предгорья, на которых кочевое население, пользуясь выпадающими здесь весенними и осенними дождями, занимается хлебопашеством и скотоводством; и наконец, третий пояс представляет собою ровную, немного покатую к западу долину, продолговатой формы, и заключает в себе 20,000 кв. верст, находящихся исключительно под земледельческой обработкой, чему особенно способствует необыкновенная плодородность почвы, состоящей из глинистого ила, известного под названием «лёса». Эта долина представляет собою как бы один цветущий сад, переполненный всевозможными фруктами и разнообразными злаками. Множество виноградников, богатые поля хлопка, люцерны, кукурузы, джугари и риса приятно ласкают глаз и наглядно напоминают о несметных богатствах края, находящееся в реках диких и трудно цивилизующихся туземцев. Климат Ферганской долины отличается своею необыкновенной ровностью. С февраля месяца обыкновенно наступает полная весна, все зеленеет, и температура достигает до 20°. В марте она быстро повышается, и уже в мае нестерпимая жара становится тягостною даже и для жителей юга. В июне, июле и августе температура подымается до 43° в тени, а в конце октября она сильно падает, ни жара сменяется сырою дождливою погодою, продолжающеюся иногда до января месяца, когда на короткий срок выпадает снег и держатся легкие морозы. Иногда же зимы и совершенно не бывает.

Таким образом, в течение 6-ти месяцев сильный зной и страшная засуха царят над Ферганою, которая превращается за это время как бы в одну раскаленную печь. В виду этих неблагоприятных условий населению приходилось и приходится вести все время борьбу с природою в смысле орошения своих земель. Еще с незапамятных времен вся Ферганская область, за исключением горных пространств, где земля орошается атмосферного влагой, покрылась сетью ирригационных сооружений и оросилась арыками, т.е. искусственно выкопанными канавами, которые снабжают жителей и их поля чистою проточного водою, обеспечивающей туземцу главный источник существования. Поэтому самый главный вопрос в крае для его благосостояния и богатства, это вопрос ирригационный, составляющий в настоящее время злобу дня в наших среднеазиатских владениях.

Ферганская долина находится в весьма благоприятных условиях для искусственного орошения, источниками которого служат реки Нарын и Кара-Дарья, образующие при соединении р. Сыр-Дарью. Но, к сожалению, ирригационная вода распределена в области весьма неравномерно. Вследствие такого положения дел является то, что в Ферганской области, имеющей сравнительно достаточное количество воды для полного орошения, множество земель или совершенно пустует, или обрабатывается один раз в несколько лет, а наряду с этим в других частях области земли, вполне пригодные для обработки, превращаются в непроходимые болота, вследствие изобилия воды. В целях, развития в области ирригационного дела наше правительство предприняло целый ряд тяжелых и грандиозных работ, возложенных на заведывающего ирригацией в области, инженера Соковича, уже много лет неутомимо работающего по орошению для пользы области. В числе многочисленных сооружений, произведенных г. Соковичем, особенного внимания заслуживают работы по прокопке громадного Балыкчинского канала между р. Кара-Дарьей (изменившей свое русло и оставившей без воды огромное пространство земли) и Улугнаром-арыком. Балыкчинский канал замечателен тем, что он пересекает глубокий Сукискенский овраг, имеющий ширины 16 саж, посредством железного желоба, поставленного на каменных устоях, так что вода проходит над оврагом как бы по большому железному мосту. Сооружение это стоило больших трудов и средств. Наряду с ним в местности Уке — Суарасы (междуречье), лежащей между реками Нарывом и Кара — Дарьей, предпринята прокопка канала, длина которого определена в 45 верст.

Чудную картину представляет собою Улугнар-арык, выкопанный ханом Худояром, последним владыкой Коканского ханства. Обсаженный по берегам громадными талами, он несет в тени ровно и плавно свои холодные воды и походит скорее на широкую реку, чем на канал, вырытый руками человека. На протяжении 70-ти верст величественно тянется он среди зеленого ковра полей и кишлаков (селении). Местами проходит арык над землею, в искусственно сделанных берегах, местами протекает в огромных выемках, и все эти работы были произведены без предварительных, изысканий, без техников и инженеров. Нужда в воде и восточный деспотизм были главными двигателями работ. Невероятные ужасы рассказывают туземцы о прорытии этого огромного канала. Сотни тысяч людей погибли при работах от голода и изнурения. Многие были обезглавлены за нерадение, многие остались нищими, без куска хлеба, лишенные своих домов, разрушенных для проведения канала. Некоторые из землевладельцев, у которых отнимали имущество, бросались ниц на свою землю и не отдавали ее, говоря, что лучше умрут, чем уступят свой насиженный клочок, но их тут же на месте и обезглавливали. И вот, упитанный кровью и потом, Улугнар-арык теперь удлиняется еще уже русскими техниками и сбросит воды свои в р. Сыр-Дарью.

Интересно то, что арык этот, на всем его протяжении, пересекают и поверх его берегов, и под его дном, посредством труб и деревянных желобов, другие арыки, так что он вовсе не является преградой для прочих ирригационных каналов.

Семейство сартов. Ферганская долина.Благодаря уже существующим, ирригационным сооружениям, за последние годы произведено много новых запашек, а в Ошском уезде даже появилось целое русское селение Покровское, образовавшееся из семейств русских переселенцев, численность которых все с каждым годом увеличивается. Благодаря развитию орошения, развилась и культура, несмотря на то, что ленивые сарты, которыми преимущественно заселена Ферганская область, трудно поддаются цивилизации. Например, до сих пор они не употребляют европейских земледельческих орудий и прибегают к самым первобытным способам обработки земли. Кроме того, благодаря своему флегматичному характеру и сложившимся благоприятным условиям жизни, сарты (рис. на стр. 516) довольствуются очень небольшим, любят праздную жизнь, и небольшая часть их, не имеющая своего угла, идет в наемные поденщики (мардикеры), но стоить только им обзавестись несколькими десятками рублей, как они сейчас же стараются сделаться бакалами (лавочниками) и открывают торговлю, которая составляет, самое почетное занятие в Средней Азии.

Любимым развлечением сартов служит посещение чайхане (чайных), сплетничанье и политические разговоры. На базаре известно все, что делается в Афганистане и Индии, вообще все, что касается только Востока. Здесь же производится азартная игра в кости, бой перепелов, пляска батчей, т.е. мальчиков, переодетых в женское платье. Другая часть населения, киргизы обыкновенно кочуют в горах и летом собираются в долину большого Алая, где их скот пользуется роскошною травою. Карицы-народ более симпатичный, чем сарты. Киргиз прекрасный джигит (наездник), чудный охотник и отличается прямотою и честностью характера, но зато совсем не работник, и единственный излюбленный его труд, это — пасти скот и редко-редко вспахать и засеять маленький клочок земли; все же остальные работы и даже вьючку лошадей при кочевке с места на место производят его жены, а он ездит с утра до вечера по соседним аулам и собирает новости, до которых житель Востока всегда большой охотник. Что касается прочего населения Ферганы — таджиков и узбеков, то они разбросаны по области, и первые населяют преимущественно памирские ханства, покоренные афганцами. Русские населяют только города, а также селение Покровское, в Ошском уезде. Преимущественно русское население состоит из военнослужащих, гражданских, чинов, торгового класса и в весьма небольшом, количестве мещанского сословия.

Приятно видеть туркестанские города, заселенные русскими. Правильно и красиво распланированные улицы, обсаженные огромными пирамидальными тополями, везде журчание оросительных арыков. Беленькие, или выкрашенные, всегда чистенькие, кирпичные дома, имеющие при себе фруктовый тенистый сад с купальней. Необыкновенно чистый, кишащий пестрою толпою, базар, на котором жизненные продукты продаются по неимоверно дешевым ценам (мясо 3 к. фунт, баранина-5 к.). Фрукты тоже страшно дешевы, например цена винограда доходит до 1/2 к. фунт. Персики валяются по тропинкам садов и по улицам, и их никто почти не ест, а абрикосы (урюк), чудные дыни, каких в Европе за деньги не достанешь, груши, яблоки и проч.- все это почти даром. Таковы характерные особенности туркестанских городов. Я не говорю уже о Ташкенте, который, несомненно, лучше многих из наших губернских городов Европейской России, а скажу, например, о Коканде и Маргелане. На каждом шагу можно встретить там красивые здания, большие магазины; кроме того, к услугам приезжих имеется несколько гостиниц, и сколько мне ни приходилось слышать отзывов от посещавших Среднюю Азию иностранцев, они всегда с восторгом отзывались о туркестанских городах, и только удивлялись, как это в Европе сложилось такое невыгодное мнение о Туркестане. Между тем у нас, говоря о Туркестане, сосредоточивают все понятие об этом крае около названия «Ташкент», а о Ферганской области и, например, о городе Маргелане, где есть и окружный суд, клуб и театр, где также, как и в Европе, катаются на велосипедах, где веселятся и живут, положим, менее шумной, но все же вполне европейской жизнью, — мало кто имеет понятия.

Теперь же, с открытием железной дороги от Самарканда до Андижана, жизнь русских в Туркестане будет еще лучше и комфортабельнее обставлена. Промышленность быстро разовьется, и Ферганская область соединится теснее с сердцем России. В настоящее время садоводство и виноделие достигло уже огромного развития в Ферганской области; имеется много виноделов, снабжающих ферганцев прелестным чистым виноградным вином из 70-ти сортов винограда. Шелководство с каждым годом принимает также все большие размеры, смертность шелковичного червя почти исчезла. Значительному развитию шелководства способствовало устройство гренажных станций и разрешение генерал-губернатором привозить иностранную грену. Большая заслуга в этом деле принадлежит и г. Алоизи, открывшему бесплатную школу шелководства в г. Коканде; в 1894 г. только за один год существования грены г. Алоизи было собрано коконов за сезон 74,096 пудов.

Отрадную картину представляет собою школа шелководства г. Алоизи в Коканде. Огромный дом в два этажа (редкость в Туркестане), отведенный под школу, выстроен на собственные средства г. Алоизи. В больших комнатах, уставленных вдоль столами, за микроскопами сидят в тюбетейках и халатах бородатые сарты-ученики, прилежно рассматривая в микроскоп грену. На стенах висят картины, изображающие в увеличенном виде болезни шелкопряда. Тут же находится и сам г. Алоизи, объясняющий и читающий лекции своим ученикам, или наблюдающим за работами «микроскопистов». Эти ученики получают жалованье от г. Алоизи; по окончании курса обучения они получают от него в дар микроскоп и грену и отпускаются для занятия, — шелководством. Таким образом г. Алоизи из своих рабочих учеников делает опытных шелководов, а тем, конечно, упрочивает и самое шелководство в области, не получая при этом никаких пособий от казны.

Самое же видное место из добывающей промышленности, несомненно, в Фергане заняло хлопководство. Все поля Ферганы, на которых прежде покачивались стройные колосья ячменя и пшеницы, теперь засеяны хлопком. Каждый туземец, у которого только имеется клочок земли, сеет на нём хлопок и, собрав его, везет продавать, обеспечивая, таким образом, себя на всю зиму. О хлебе он и не думает, он питается рисом, которого много сеется в области. Однако подобная хлоп компания не могла не отозваться вредно на прочих продуктах: хлеб вздорожал, мясо дошло до 4 коп, за фунт (цена очень высокая) и даже пришлось выписывать хлеб из Европейской России. Опять-таки все эти осложнения происходили от отсутствия железной дороги, с проведением которой вся картина совершенно изменится. Край все более и более будет заселяться русскими, теперь еще недоверчиво относящимися к Туркестану и воображающими об этой полной непочатых богатств части России, как о чем-то ужасном.

Туркестанский край, а особенно Ферганская область, это одно из «самых лучших мест нашей обширной родины, и не пройдет десятка лет, как жители Европейской России, будут стремиться туда, как стремятся теперь в Крым и на Кавказ.»

Автор Б. Тагеев. «Нива» № 26 за 1898г.

Достопримечательности Ферганской Долины

Медресе Нарбута-бия
ОЗЕРО КУРБАНКУЛЬ (ГОЛУБОЕ ОЗЕРО)
Здание мужской гимназии
Памятник Аль-Фергани
Усыпальница правителей "Дамаи Шахон"
Здание военного собрания
Ферганский областной краеведческий музей
Мавзолей Бурхануддин Аль-Маргинани

По некоторым данным, город основан примерно в VIII веке до н. э., в эпоху существования цивилизации и государства Согдиана. Город в древности назывался Кеш. Древние жители города — кешцы были известны своими ремёслами, торговлей и высокой культурой, самым распространённым языком являлся согдийский язык. Город являлся одним из центров зороастризма, а позднее — параллельно несторианства. До XIV века город был известен как Кеш.
Город являлся одним из основных городов сатрапии Согдиана в империи Ахеменидов. В 329 году до нашей эры город был захвачен войсками Александра Македонского, и Кеш оказался под влиянием эллинистической культуры. Здесь некоторое время получили распространение древнегреческие культы и верования.
В I—II веках нашей эры город был в орбите влияния Кушанской империи. В III-IVвв. был подчинен Кангюю.

Достопримечательности Шахризабса

После XIV века город становится известным под названием Шахрисабз. Именно с этого периода на монетах того периода чеканятся нынешнее название города. Здесь в 1336 году родился Амир Темур (Тамерлан), который впоследствии создал одну из крупнейших и могущественных империй своего времени, которая простиралась от восточной Анатолии до восточной Индии. Во время существования империи Тимуридов, Амир Темур превратил свой родной город в один из крупнейших и развитых городов своей империи, но в качестве столицы выбрал Самарканд. В ту эпоху Шахрисабз являлся одним из мест постоянного проживания беков (князей) тюркского племени барлас.

Шахрисабз известен как родина Тамерлана (Тимура). Тамерлан родился в деревне (кишлаке) Ходжа-Илгар на окраине Шахрисабза. В XIV — начале XV веках являлся его резиденцией. По приказу Тимура в Шахрисабзе был построен дворец Ак-Сарай. Тимур мечтал построить гораздо бо́льший дворец на своей родине в Кеше (Шахрисабзе). Его строительство началось в 1380 году, то есть сразу после укрепления власти самодержца в Мавераннахре. Строительные работы продолжались 24 года, почти до самой смерти завоевателя. Дворец включал в себя несколько дворов, вокруг которых находились жилые помещения и комнаты общественного назначения. Помещения были украшены золотой лазурью, фасады построек покрыты цветными изразцами, дворы вымощены белыми плитами. Одним из чудес дворца был устроенный на крыше бассейн, с которого стекал живописный каскад струй. Вода в бассейн поступала по свинцовому жёлобу с горного перевала Тахтакарача. Арка входного портала Ак-Сарая, рухнувшая около 300 лет назад, была крупнейшей в Средней Азии. К настоящему времени от этого величественного сооружения сохранились лишь два разобщенных пилона. Дворец занимал большую площадь: только один главный внутренний двор, составлял 120—125 м в ширину и 240—250 м в длину. Расчет пропорций сохранившихся элементов здания показывает, что высота главного портала достигала 70 метров.

В городе похоронены некоторые представители династии Тимуридов: отец Тимура Мухаммад Тарагай, два старших сына Тимура Джахангир и Умар шейх.

Крытый рынок Чорсу
Мавзолей шейха Шамседдина Куляля
Мавзолей Джахонгира
Дворец Ак-Сарай
Мемориальный комплекс Дорус-Саодат
Мавзолей Гумбази Саидон
Мемориальный комплекс Дорут Тиловат
Мечеть Кок-Гумбаз
Памятник Амир Темуру, Шахрисабз
Мавзолей Хазрат-Имама
Городская баня
Склеп Амира Темура, Шахрисабз
Музей истории материальной культуры имени Амира Темура

Хива — город в Хорезмской области Узбекистана. Окружённый мощными стенами исторический внутренний город Хивы — жемчужина Хорезмского оазиса — объявлен ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия.

Легенда об основании города повествует, что город вырос вокруг колодца Хейвак, вода из которого имела удивительный вкус, а колодец был выкопан по приказу Сима, сына библейского Ноя. В Ичан-Кала (внутренний город Хивы) и сегодня можно увидеть этот колодец. Хива была одним из городов древнего Хорезма, который представлял собой крупное государство, расположенное на западе Центральной Азии, южнее Аральского моря.

Согласно археологическим данным, Хива была основана более 2500 лет назад. В древности город был известен под названием Хейвак. По преданию Хива была основана одним из пророков. В своей истории город пережил ахеменидское завоевание и периоды расцвета, когда границы древнего Хорезма простирались до Колхиды.

С 305 по 995 год Хорезмом, в состав которого входила Хива, управляла династия Афригидов. Из древнейших царей Хорезма пока известны имена правителей, выпускавших свои монеты. Это Артав, правитель I века нашей эры. Из последующих царей известен Артрамуш (конец II — начало III века н. э.), Вазамар (вторая половина III века н. э.) и другие.

При Афригидах в Хорезме были распространены разные языческие культы, но преобладал зороастризм. Общепризнанно, что Афригиды исповедовали хорезмийский вариант зороастризма вплоть до исламизации при Абдаллахе ибн Турксабасе (мусульманскому влиянию Хорезм в 712 году подчинил Кутейба ибн Муслим, вмешавшийся в локальную междоусобную войну); роль мифологического героя-основателя играл Сиявуш, они также совершали ритуалы и жертвы, посвящённые Сиявушу. Предполагают, что у правителей Хорезма, в том числе и Афригидов сложился культ богини Ардвисуры-Анахиты, изображения её символов встречаются на монетах с II века до нашей эры по VIII век нашей эры.

Хорезмийцы хоронили кости умерших в оссуариях, которые помещались в наусы — типа мавзолеев. В Хорезме найдены многие десятки разнообразных оссуариев и среди них древнейшие в Средней Азии (рубеж V—IV вв. до н. э.). В сасанидском Иране, где зороастризм был догматической религией, почти не обнаружено оссуариев и наусов. Очевидно, эта традиция была характерна для зороастрийцев Средней Азии, а именно Хорезма.

В 712 году Хива была захвачена арабами Кутейбы ибн-Муслима.

Конец правлению династии Афригидов было положено в 995 году, когда к власти пришёл Мамун ибн Мухаммад и основал новую династию хорезмшахов Мамунидов со столицей в Куня-Ургенче.

В 995—1017 годах Хорезмом управляла династия Мамунидов. В 1017 году Хорезм оказался в зависимости от Махмуда Газневи.

Во второй половине XI века Хива оказалась в зависимости от Сельджукидов. В 1097 году к власти пришла династия Ануштегинидов.

В IX—XII веках, кроме множества исламских учебных заведений, в Хорезме успешно действовали крупные центры науки: астрономии, математики, медицины, химии и т. д. «Домом мудрости», фактически академией наук, которую создал в Багдаде тогдашний правитель Аль-Мамун, руководил выходец из Хорезма Мухаммад-аль-Хорезми. Уже в IX веке его фундаментальные труды по математике, географии, геодезии были известны в Европе и не утратили своего значения до наших дней.

Огромное научное наследие оставили Аль-Бируни, Наджм ад-дин Кубра и другие учёные и богословы, чьи имена также связаны с Хорезмом. В Хиве родился Наджму-д-дин Абу-ль-Джаниб Ахмад ибн Умар аль-Хорезми известный как Наджм ад-дин аль-Кубра (1145, Хива — 1221, Ургенч) — хорезмийский мистик и богослов, автор многочисленных философских и богословских трактатов, суфийский шейх и поэт.

Известным учёным из Хивы был Шихаб ад-Дин Абу Са’д ибн 'Имран. Он был выдающимся юристом, муфтием толка аш-Шафи’и. Он также обладал знаниями по лексикологии, медицины, диалектики, языкознания и науки о хорошем управлении. Он вёл преподавание в пяти мадрасах Хорезма. Был убит монголами.

В 1220 году город был разрушен армиями Чингисхана.

Достопримечательности Хивы

Ворота Палван-Дарваза
Дворец Таш-Ховли
Комплекс Ислам Ходжа
Бани Ануш-xана
Крепость Куня-Арк
Мавзолей Пахлаван Махмуда
Бастион Акши-Бобо
Минарет Кальта-Минар
Комплекс Корихона
Медресе и Караван-сарай Алла-Кули-Хана
Медресе Кутлуг Мурад-Инак
Медресе Мухаммад Рахим-Хана
Ак- Мечеть
Медресе Амир Тура
Медресе Матнияз-Диван-беги
Медресе Мухаммад-Амин Инака
Джума-мечеть
Музей прикладного искусства и быта в Хиве
Летняя резиденция Хивинских эмиров – Тозабог
Медресе Ходжи Бердибай
Мавзолей Саида Алауддина
Мемориал Палван Махмуда
Мечеть-медресе Саид-бай
Резиденция Ислам Ходжи
Мавзолей Уч-Овлия
Музей истории Хорезма имени Аль-Хорезми и Беруни
Дворец Нурулла-бая
Медресе Мухаммад Амин-Хана
Минарет Мурад Тура
Минарет Палван Кари
Музей ремесел (Хива)
Мавзолей Абдал Бобо
Минарет Бика-джан-бика
Медресе Ширгази-xана
Медресе Казы-Калян

Бухара – древний город, через который пролегал Великий шелковый путь (торговая дорога, связывающая Восток и Запад). В Средневековье город был крупным центром исламской теологии и культуры. И по сей день здесь расположены сотни хорошо сохранившихся зданий (мечетей, медресе, базаров и караван-сараев), возведенных в период с IX по XVII века.

Древняя Бухара
Город возник в середине 1-го тысячелетия до н. э. и установленный его возраст, благодаря трудам археологов, превышает 2500 лет.

Согласно местной мифической традиции, отражённой в «Истории Бухары» Наршахи, основание древнейшей части города — крепости Арк — относится к глубокой древности и приписывается героям эпоса Сиявушу либо Афрасиабу. Однако древнее Бухары считались крупные укреплённые селения Варданзи, Рамтин, Варахша и торговый город Пайкенд.

Бухара располагается в долине, в низовьях реки Зарафшан. Город сформировался вдоль одного из крупных притоков этой реки и на протяжении более двух тысяч лет не менял своего местоположения. В наши дни древняя часть Бухары остаётся «живым» городом, сохранившим исходную структуру (крепость Арк, шахристан, канал Шахруд), однако условия для жизни и строительства здесь были крайне ограничены: плоская заболоченная равнина, неустойчивый водный режим, скудные ресурсы. Культурный слой на территории города составляет более 20 м: на такой глубине археологи обнаружили остатки жилых и общественных зданий, посуду и монеты, орудия труда и ювелирные изделия, которые датируются V веком до н. э. В отличие от Самарканда, близкие к поверхности грунтовые воды не позволили археологам дойти до самого нижнего слоя. Наиболее древние артефакты, свидетельствующие о времени основания Бухары, скрыты мощными и грунтовыми водами, поэтому истинный возраст Бухары требует дальнейшего изучения.

В древности Бухара входила в состав одной из областей Средней Азии — Согда, где уже во времена Александра Македонского была развита градостроительная структура.

В VI веке до н. э. только отстроенный город был захвачен персидской династией Ахеменидов, в 329 году до н. э. — Александром Македонским.

Достопримечательности Бухары

Архитектурные ансамбли Пои-Калян, Ляби-хауз, Гаукушон, Бахауддин Накшбанд, Чор-Бакр, Тошмачит, мавзолей Саманидов и другие являются лучшими образцами творений средневековых зодчих XI—XVII веков. В Бухаре сохранилось также множество памятников жилой архитектуры и дворцов, бань и торговых сооружений.

Самарканд – город в Узбекистане, известный своими мечетями и мавзолеями. Через Самарканд пролегал Великий шелковый путь – торговая дорога, которая связывала Китай со странами Средиземноморья. Важнейшие достопримечательности: Площадь Регистан с тремя медресе XV и XVII века, богато отделанными майоликой, и мавзолей

Древнейшая история
К верхнему палеолиту относят фрагментарные черепа из Самаркандской стоянки. В культурных слоях Самаркандской стоянки обнаружены очажные пятна, вокруг которых концентрировалась основная жизнедеятельность людей эпохи позднего палеолита.

Самарканд — один из древнейших существующих городов мира, основанный в VIII веке до нашей эры. Таким образом, Самарканд является ровесником Рима и Нанкина. Именно во время первых десятилетий существования Самарканда начали проводить первые Олимпийские игры в древней Греции, на фоне финикийской письменности происходит возникновение греческого алфавита. В эпоху первых столетий существования Самарканда в Средней Азии возникают древние государства и цивилизации, такие как Согдиана, Бактрия, Хорезмия.

В античной истории Самарканд известен как столица древнейшего государства Согдиана, описанного в священной книге зороастризма — Авесте.

В сочинениях римских и греческих историков впервые упоминается под именем Мараканда которое использовали Квинт Курций Руф, Арриан, Страбон и другие биографы Александра Македонского, который завоевал Самарканд, бывший к этому времени хорошо развитым и укреплённым городом, в 329 году до н. э. Примечательным событием является битва у Политимета (река Зерафшан) около Самарканда, тогда Спитамен впервые за семилетнюю военную кампанию Александра Македонского смог разгромить войска его полководцев Менедема, Карана и Андромаха. Благодаря умелому руководству Спитамена и помощи кочевников восстание создало серьёзную угрозу для греков.

В IV—V веках Самарканд был под властью хионитов и кидаритов. В начале VI века был захвачен эфталитами и включён в их империю, куда входила и Бактрия.

Достопримечательности Самарканда

Ансамбль мавзолеев Шахи-Зинда.
Мавзолей Гур-Эмир.
Ансамбль Регистан — одно из самых известных мест Самарканда. В средние века выполнял роль центральной площади города. В настоящее время представляет собой архитектурно оформленный ансамбль из трёх массивных строений — медресе:
Медресе Улугбека — западное строение 1417 год. В нём обучалось около 100 студентов;
Медресе Тилля-Кари («позолоченное») — центральное строение с одноимённой мечетью на территории, 1660 год;
Медресе Шердор («обитель львов») — восточное строение, 1636 год.
Городище Афрасиаб
Обсерватория Улугбека
Мечеть Биби Ханум
Мавзолей Биби Ханум
Музей возникновения Самарканда (Афросиаб)
Мечеть Хазрет-Хызр
Мавзолей Ходжа Дониер (пророк Даниил)
Мечеть Ходжа Зиемурод
Мечеть Кук
Древний деловой центр Чорсу
Мавзолей Абу Мансур Матридий
Мавзолей Рукхобод
Мавзолей Аксарай
Мавзолей Имама Исмоила Ал-Бухорий
Мечеть Ходжа Нисбатдор
Мавзолей Ходжа Абду Дарун
Ишратхона
Мечеть Намазгох (Самарканд)
Руины Куксарай (бывший дворец Тимура)
Дом-музей Садриддина Айни
Собор Святителя Алексия Московского
Святого Великомученика Георгия Победоносца
Храм Покрова Пресвятой Богородицы
Храм Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского (снесён)
Храм Святого Великомученика Георгия Победоносца (не действует)
Храм Святого Николая Чудотворца (не действует)
Церковь святого Иоанна Крестителя
Церковь Святой Богородицы
Сиабский базар
Самаркандская лепешка - Нон

 Ташкент известен со II—I вв. до н. э. Встречаются различные названия данной местности — Шаш-тепа, Чач-тепа. С XI века известен под названием Ташкент, что предположительно означает «Каменный город» В самых ранних китайских источниках Ташкент фигурирует как Ши, Чжэши и Юэни, в раннем Средневековье — Чач, Шаш и Джач. Поскольку «ши» может означать по-китайски в том числе и «камень» После заселения региона тюркскими племенами эти названия могли трансформироваться в созвучное слово с той смысловой нагрузкой в тюркских языках таш («камень»)

В XIV—XV веках Ташкент входил в состав империи Тимура. В XVI веке Ташкентом управляла династия шейбанидов. Начиная со времени правления Суюнчходжа-хана и при его наследниках отмечается усиление роли узбекского языка в литературной жизни региона. На староузбекском языке составлялись и официальные документы ташкентских удельных правителей. Самый ранний документ выдан Суюнчходжа-ханом в 1521/22 г. Саиду Фазыл Али, а последний — Насриддин-ханом, сыном Худояр-хана, на имя Саида Джалаладдин-ходжи в рад жабе 1292 г.х. (август 1876).

Суюнходжя-хан был просвещенным правителем и следуя традициям своих предков Мирзо Улугбека и Абулхайир-хана собирал при своем дворе известных ученых, писателей и поэтов. Среди них упоминаются: Васифи, Абдулла Насруллахи, Масуд бен Османи Кухистани. Также, Васифи с 1518 года являлся воспитателем сына Суюнчходжа-хана Кельди Мухаммеда, с которым после смерти его отца в 1525 году переехал в Ташкент, а после смерти своего бывшего воспитанника стал воспитателем его сына, Абу-л-Музаффар Хасан-султана. Абдулла Насруллахи по поручению Суюнчходжа-хана написал своё историческое сочинение «Зубдат ал-асар» на староузбекском языке.

С именем Суюнчходжа-хана связано возведение в Ташкенте известного чарбага, сада из четырёх частей «Кайкаус». В этом саду собирались поэты, писатели, музыканты и знатоки фикха или мусульманского права и проводились литературные диспуты — меджлисы и праздники. Также в саду располагались ставка хана Ташкента и лечебница в основном для раненых при сражении узбекских султанов.

В 1586 году казахи совершают удачный поход на Ташкент. В дальнейшем город был подчинен шейбаниду Абдулле (1557—1598), который выпускал здесь свои монеты. С 1598 по 1604 гг. Ташкентом правил шейбанид Кельди Мухаммад, который выпускал от своего имени серебряные и медные монеты. Около 1630 года Ташкент становится резиденцией ханов Казахского ханства. В 1784 году Юнус Ходжа, правитель даха (района) Шейхантаур, объединил под своей властью весь город и создал независимое Ташкентское государство, которое к началу XIX века захватило обширные земли. Однако после смерти Юнусходжи страна была подчинена Кокандским ханством (в 1807—1808 годах).

При Кокандском владычестве Ташкент был окружён рвом и глинобитной зубчатой стеной длиной около 20 км, с 12 воротами. Новая часть города была основана после взятия города русскими войсками в 1865 году; она отделялась от старого города каналом Анхор.

В 1865 году Ташкент входит в состав Российской империи и с 1867 года является главным городом Сырдарьинской области и Туркестанского генерал-губернаторства, а также центром Ташкентского уезда в составе Сырдарьинской области. Ташкент — местопребывание генерал губернатора и командующего войсками Туркестанского военного округа, станция Среднеазиатской железной дороги, административный и торгово-промышленный центр русских среднеазиатских владений. Исторически сложилось условное разделение города на две части —старого и нового города. Старый город являлся средоточием ремесленной и торговой жизни, а новый город — промышленной, образованный на месте садов, полей и дач в Ташкенте ещё во второй половине XIX века существовал невольничий рынок со свободной куплей и продажей людей, обменом их на скот, предметы домашнего обихода. В октябре 1905 года в Ташкенте усилиями боевой дружины из 80 человек (организованной социал-демократом А. Бузанским) была сорвана попытка еврейского погрома.

По данным переписи 1897 года, в Ташкенте было 156 тысяч жителей (по родному языку: тюркские наречия без распределения — 116 604 чел., великорусский язык (русский язык) — 14 993 чел., сартский язык (диалект узбекского языка) — 11 749 чел., татарский язык — 2 313 чел., малорусский язык (украинский язык) — 2 600 чел., киргиз-кайсацкий язык (казахский язык) — 1 911 чел., еврейский язык — 1 438 чел., персидский язык — 534 таджикский язык — 339 чел., узбекский язык (кыпчакские диалекты узбекского языка) — 61 чел. и другие народности). В городе находились следующие учебные заведения: мужская гимназия, реальное училище, кадетский корпус, женская гимназия, учительская семинария, Мариинское 4-классное женское училище, частная женская прогимназия, два городских 4-класнных мужских училища, ремесленное и техническое железнодорожное училища и приходские школы. В конце 1914 года в Ташкенте было организовано Ташкентское военное училище.


Музей памяти жертв репрессий
В сентябре 1917 года произошла попытка силового захвата власти представителями Совета солдатских и рабочих депутатов и Временного революционного комитета, а месяцем позже — вооружённый захват власти в Ташкенте коалицией левых эсеров и большевиков; переход власти к Советам солдатских и рабочих депутатов.

С 1 ноября 1917 года, после победы вооружённого восстания большевиков и левых эсеров, город являлся опорой советской власти в крае. В 1918—1924 гг. Ташкент — столица Туркестанской АССР.

18—21 января 1919 года в городе был поднят контрреволюционный мятеж под руководством военного министра Туркестанской республики Константина Осипова, вошедший в историю как Осиповский мятеж, в ходе которого были убиты 14 комиссаров Туркестанской республики.

В апреле 1924 года ВЦИК РСФСР наградил «пролетариат Ташкента» орденом Боевого Красного знамени «за заслуги, оказанные рабочими города Ташкента, как одного из центров обороны против империалистического натиска».

В 1924 году Ташкент стал спорным городом при размежевании границ среднеазиатских республик. В качестве основы при проведении границ был выбран национально-политический принцип, однако его реализация затруднялась целым рядом факторов, требующих компромиссов: чересполосностью национального состава отдельных территорий, тяготением территорий к определенным торговым центрам, путям сообщения, ирригационным сооружениям. Ташкент располагался на территории, населенной преимущественно узбеками, которая узкой полосой далеко вдавалась в территории, населенные казахами. Даже после отказа от идеи включения Ташкента в состав Киргизской АССР, сохранялись настоятельные требования включения в его состав ряда волостей Ташкентского уезда, на которых располагались головные сооружения каналов, питающих Ташкент.

27 октября 1924 года в результате национально-территориального размежевания большая часть Сырдарьинской области передана в состав Киргизской (Казакской) АССР, оставшаяся небольшая часть (Ташкент и треть Ташкентского уезда) — в состав Узбекской ССР.

По воспоминаниям члена Президиума ЦИК СССР В. Молотова: «Создание среднеазиатских республик и границы — это целиком сталинское дело. Острая борьба шла — казахи, например, их верхушка, дрались за Ташкент, хотели, чтобы он был их столицей… Сталин собрал их, обсудил это дело, посмотрел границы и сказал: Ташкент — узбекам, а Верный, Алма-Ата — казахам». «Признавая справедливым требование узбеков относительно „Старой части “гор. Ташкента, казахи претендовали на административную „новую часть “Ташкента потому, что он был главным городом Сырдарьинской области, передаваемой в состав Киргизской (Казакской) АССР, а также учитывая огромное влияние Ташкентского оазиса и г. Ташкента на всю Киргизскую степь».

Казахи претендовали на Ташкент, несмотря на то, что не составляли большинства населения.

В итоге в 1930 году столица Узбекской ССР была перенесена из Самарканда в Ташкент.

С 1930 по 1991 Ташкент — столица Узбекской ССР в составе СССР и областной центр Ташкентской области.
Во время Великой Отечественной войны Ташкент становится одним из центров эвакуации, сюда переезжают фабрики, заводы, театры, киностудии. Много людей из оккупированной европейской части СССР жили во время эвакуации в Ташкенте — например, Анна Ахматова, Фаина Раневская, Корней Чуковский, Рина Зеленая. В 1966 г. пережил сильное землетрясение.

Архитектура и достопримечательности Ташкента
Исторические
Мавзолей Шейха Зайнудина
Ансамбль Хазрати Имам
Ансамбль Шейхантаур
Мавзолей Зангиата
Мавзолей Калдыргач-бия
Мавзолей Каффаля Шаши
Мавзолей Халфо Бобо
Мавзолей Чаки Боя
Мавзолей Чапан-Ота[81]
Мавзолей Шейха Зайнудина
Мавзолей Шейха Ховенди ат-Тахура
Мавзолей Юнус-хана
Медресе Абдулкасим Шейха
Медресе Баракхан
Медресе Кукельдаш
Мечеть Минор
Мечеть Ходжа Ахрар Вали

sex deneme bonusu deneme bonusu porn porn porn porn porn porn porn onwin casino siteleri