Assign modules on offcanvas module position to make them visible in the sidebar.

Мемориальный комплекс Махдуми Аъзама

Махдуми Аъзам — Махдум-и Аъзам (полное имя Саид Джалал ад-дин Ахмад ал-Касани ад-Дахбеди — Shaykh Ahmad ibn Mawlana Jalal al-Din Khwajagi Kasani ‘Makhdum-i Azam’, (1461—1542) — исламский богослов и мистик из Средней Азии, представитель суфизма, основатель школы «Дахбедия», крупный теоретик и шейх учения Накшбанди. Махдуми Аъзам (Махдум-и Аъзам) родился в 1461 году в городе Касан (Касансайский район) (Ферганская долина), Узбекистан. Генеалогическое древо Махдуми Аъзама восходит к самому пророку Мухаммаду (сав). Он потомок известного богослова и деятеля суфизма Бурханиддин Кылыча.

 Сведения об этом сохранены в таких источниках, как «Джомеъул-макомат», «Равойихул-кудс», «Тухфатул-зоъирин» Насир ад-дин ибн амир Музаффара, «Тазкираи азизон», «Хидоятнаме». В юности Махдуми Аъзам учился в известном тогда медресе в Ташкенте. Он стал мюридом видного в Средней Азии последователя накшбандизма Ходжи Ахрара. После смерти Ходжи Ахрара, он стал учеником Маулана Мухаммада Кази (ум. в 922/ 1516 г.), который стал основной опорой накшбандистов и руководил деятельностью ордена накшбанди. После смерти Маулана Мухаммада Кази, наставником накшбандистов стал Махдуми Аъзам. Махдуми Аъзам приехал из Ферганской области в Кашгар в 1533 (1534) году. Здесь он занимался активной пропагандой ислама и учения накшбандизма. Как отмечал автор сочинения «Тазкереи ходжаган» («Описание приключений ходжей») Мухаммад Садык Кашгари, Махдуми Азам «был встречен народом с уважением и получил от кашгарских ханов богатые поместья». Он вернулся в Среднюю Азию и умер в г. Самарканде в 1542 г. Многие известные люди своего времени, в том числе правители, считали Махдуми Аъзам своим духовным наставником. Среди них был потомок Амира Тимура (Тамерлан) поэт и правитель Захириддин Мухаммад Бабур. В «Тарихи Рашиди» (автор Мирза Мухаммад Хайдар) есть записи о связах Бабура и Махдуми Аъзама. Махдуми Аъзам написал о Бабуре произведение «Рисолаи Бобурия» По инициативе одного из крупных военных деятелей Шейбанидов Джанибек Султана он переселяется в долину Миёнкаль (Междуречье)— в 12 км от Самарканда в Дагбите (Акдарьинский район). И здесь остается до конца своей жизни, до 1542 года. По свидетельству средневековых источников, после прибытия на новое место Махдуми Аъзам первым делом посадил десять ив. (Слово «дагбит», точнее «дахбед» с персидского означает «десять ив»). Позже здесь же он разбил огромный сад площадью свыше 20 га. Земледелец и садовод, он вел весьма скромную жизнь. Ему принадлежит смелое, по тем временам, высказывание: «Не человек создан для религии, а религия для человека» Махдуми Аъзам написал на персидско-таджикском языке более 30 произведений в области философии, геологии, права — часть из них объединена под названием «Мажмуа ар-Расоил».