Гостиницы Ташкента

Ансамбль Абди Бирун

Ансамбль Абди Бирун— комплекс сооружений первой половины XVII века мемориального и культового назначения в южном пригороде Самарканда (Республика Узбекистан). Построен в 1630-х годах визирем и дядей правителя Бухарского ханства Имамкули-хана Надиром диван-беги на мазаре XII века. Считается одним из крупнейших средневековых мемориалов (хазира) на территории Средней Азии. Возникновение ансамбля Абди Бирун возможно связано с именем Саида Абд-и ибн Якуба — представителя семейного клана Абди, родственного пророку Мухаммеду по линии его дочери Рукайи, более известного в Мавераннахре как Ходжа 

Абди. Он служил казием в Самарканде и прославился праведным образом жизни. После смерти он был похоронен за крепостной стеной Самарканда на кладбище кишлака Акмечеть. В связи с этим к названию места его погребения стали добавлять слово «бирун» (в переводе с таджикского — внешний, то есть находящийся за городской стеной) как противопоставление мавзолею Абди Дарун (дарун — внутренний), в котором был похоронен другой представитель фамилии Абд-ал Мазеддин. Существует также версия, что оба ансамбля — Абди Бирун и Абди Дарун — были посвящены одному и тому же человеку Абд-ал Мазеддину, которого в Самарканде также называли Ходжой Абди, но изначально выполняли разные функции. Если комплекс Абди Дарун в XII веке рассматривался как место его погребения, то Абди Бирун мог использоваться для совершения зиярата во время больших праздников, когда на службу в загородной мечети собиралось большое количество почитателей праведника. Культ Ходжи Абди возник в Самарканде ещё на рубеже IX—X веков. Предположительно в первой половине XII века мазар Абди Бирун был обустроен по распоряжению султана Санджара. Однако в 1220 году во время монгольского нашествия Самарканд и его окрестности были превращены в руины. Восстановление мазара началось только в XVII веке. В 1633 году влиятельный сановник бухарского хана Надир диван-беги установил над могилой Абди Бируна дахму, вокруг которой была построена кирпичная стена. Рядом с дахмой вскоре были возведены ханака и летняя мечеть. В последующем территория вокруг сложившегося ансамбля была обнесена каменным забором с привратным сооружением — дарвазаханой, а напротив ханаки был вырыт бассейн-хауз квадратной формы.
Особенности архитектуры: Ансамбль Абди Бирун неплохо сохранился до середины XX века. В 1959—1960 годах он даже послужил декорацией для съёмок фильма «Хамза». Тем не менее в советское время комплекс не был внесён в список достопримечательностей Самарканда и денежные средства на его содержание и ремонт не выделялись. Реставрация ансамбля началась только в 2000-е годы. В настоящее время основные строительные и отделочные работы на его территории завершены Ансамбль Абди Бирун расположен на площади в 4000 квадратных метров и включает в себя ханаку, погребальный дворик и летнюю мечеть. Во время реставрационных работ на территории комплекса были также обнаружены земляные кельи, соединённые между собой подземными ходами. Вход на территорию комплекса осуществляется через ворота с привратным сооружением в форме портала. На одной со входом оси, ориентированной с востока на запад, лежат ворота погребального дворика, с трёх сторон окружённого фигурной решёткой. Его западная сторона занята летней мечетью, представляющей собой открытую со стороны дворика террасу с плоской кровлей на деревянных столбах. В центре кирпичной стены мечети находится михраб, украшенный майоликой. Основное пространство погребального дворика занимает дахма Абди Бируна — массивный прямоугольный стилобат, облицованный мрамором, на который поставлена сагана. В ногах праведника за решётчатым забором имеется ещё одна выложенная из кирпича платформа, на которой установлено несколько старинных намогильников. Если дахма Абди Бируна — главный сакральный элемент ансамбля, то ханака — его архитектурная доминанта. Она расположена в южной части комплекса и представляет собой сооружение портально-купольной композиции. Сооружение имеет два входа, главный из которых выполнен в виде пештака, украшенного геометрическим орнаментом (гирихом) из глазурованных кирпичиков. Второй вход обустроен в виде арочного айвана на восточном боковом фасаде. Боковые фасады оформлены глухой аркатурой в прямоугольных рамах, тимпаны которой украшает мозаичный растительный узор. Зал ханаки крестовидный в плане и имеет угловые помещения — худжры для сорокадневной молитвы (чилля). В его западной стене находится михраб. Зал перекрыт сферическим куполом, который покоится на чрезмерно большом цилиндрическом барабане, основанием которого служит переходный восьмерик. Барабан купола декорирован эпиграфическим орнаментом, а восьмерик — гирихом. Напротив ханаки в северной части двора в тени деревьев находится квадратный хауз. Слева от главного входа в ханаку в 2000-х годах был построен небольшой минарет.

donomo bunusuruz donomo bunusur donomo bunusur donomo bunusur donomo bunusur donomo bunusur donomo bunusur donomo bunusur donomo bunusur donomo bunusur donomo bunusur casrzino saytleri casrzino saytleri casrzino saytleri donomo bunusur donomo bunusur donomo bunusur donomo bunusur donomo bunusur donomo bunusur donomo bunusur donomo bunusur donomo bunusur donomo bunusur donomo bunusur donomo bunusur donomo bunusur donomo bunusur donomo bunusur donomo bunusur donomo bunusur donomo bunusur donomo bunusur donomo bunusur tupubor sitecisi tupubor sitecisi tupubor sitecisi tupubor sitecisi tupubor sitecisi tupubor sitecisi tupubor sitecisi behes sitecisi behes sitecisi onvirn ardrescisi tupibetr ardrescisi