Assign modules on offcanvas module position to make them visible in the sidebar.

Мавзолей Саманидов (Мақбараи Сомониён, Ismoil Somoniy maqbarasi) — памятник раннесредневековой архитектуры, расположенный в историческом центре Бухары, в парке, разбитом на месте древнего кладбища. Мавзолей строился в IX веке (между 892 и 943). Обнаружен и реставрирован в XX веке. Является одним из архитектурных шедевров Центральной Азии и жемчужиной мирового зодчества. В мавзолее имеется три захоронения, одно из которых принадлежит Ахмаду ибн Исмаилу, сыну Исмаила Самани. Могилы самого Исмаила, строителя мавзолея и основателя Саманидской династии, возможно, в мавзолее нет. 

До XX века мавзолей был почти полностью закрыт культурным слоем. Сакральный смысл: Архитектурный облик мавзолея определяется исключительно древними традициями восприятия окружающего мира. На заре человеческой истории в Северном полушарии Земли человек первоначально выделил четыре направления, которые определяли его местоположение в пространстве и помогали ориентироваться в обыденной жизни. Восток и Запад — места откуда Солнце всходит и куда заходит. Полярная звезда —единственная «неподвижная» звезда, указывавшая направление на Север ночью, когда торговые караваны двигались в пути. Юг — он же Полдень — направление, противоположное тени от Солнца в полдень, когда тень имеет наименьшую длину и в дневное время является точным указателем на Север. Рано обнаружив «четыре» — «чор» фиксированные точки пространства, человек воспринимал Мир как квадратную плоскость, имеющую «четыре» угла и «четыре» горизонта. Одновременно ночное небо представлялось куполом-полусферой, опирающейся на земную твердь. В древней культурной традиции буддизма Земля, на которой обитает человек, представляется в виде Куба. Таким образом, мавзолей — куб, накрытый куполом-полусферой, является зримым воплощением и уменьшенной Моделью Мира. Это и определяет архитектурные каноны определенной культуры в определенное историческое время.

Архитектура: Этот памятник знаменует начало новой эпохи в развитии центрально-азиатского зодчества, возрождённого после арабского завоевания. Очевидно, что на древней земле продолжали развиваться древние согдийские традиции, но уже в новом качестве: техника строительства из жжёного кирпича, её конструктивные и художественные возможности, средства архитектурной выразительности являются заслугой нового времени, хотя ещё и несут в себе привычную «знаковую систему», происходящую от доисламской культуры. Имея весьма небольшие размеры и высоту, мавзолей производит исключительно сильное впечатление на зрителя. Несомненно, это произведение зодчего-гения. Потрясающий эффект восприятия постройки достигается между тем предельно простыми способами, без значительных затрат на какие-либо декоративные отделочные материалы, такие как цветная смальта или изразцы, которые здесь просто отсутствуют. Классическая форма, безупречные пропорции и ажурная вязь декоративной кирпичной кладки создали рукою мастера шедевр, которым восхищаются народы различных стран и культур вот уже несколько столетий. Мавзолей этот доказывает истину, что подлинное искусство неподвластно времени и понятно и близко любому человеку, независимо от его социального происхождения, образования и национальной культуры. Отдавая должное уважение архитектору, по чьему замыслу был возведен мавзолей, никогда не стоит забывать, что прочности и долговечности сооружения мы обязаны искусству безвестных мастеров-строителей.